ФАРФОР-38
(обозрение столетней давности)
(это продолжение, начало смотрите в архиве этой рассылки)
http://content.mail.ru/pages/p_16331.html
В самом конце сороковых годов стала действовать фабрика Якова Храпунова -
Нового; производство этой фабрики особыми качествами не отличалось, но по духу
оно относится скорее к типу вещей русского фарфора тридцатых- сороковых годов.
Вырабатывала фабрика Якова Храпунова - Нового свои изделия немного аляповато,
часто даже лубочно, но иногда удавались и красивые вещи - статуэтки, чашки с
замысловатыми рисунками и небольшие группы. Коллекционеры должны обращать
внимание только на те вещи Храпуновского завода, которые отмечены маркой - "Я.
X. Н." синей или зеленой краской.
Я отметил сейчас фарфор тех фабрик, который особенно интересен для выяснения
картины русского фарфорового производства первой половины прошлого века. Все
шире и шире развивалась в то время наша фарфоровая промышленность, и к
пятидесятым годам насчитывалось уже много больших и малых фабрик; тут изделия -
Балашевых, Зайцева, Кастаревых, Люлейкина, бр. Пономаревых, Таракановых,
Мардашевых, Цепалина, Шмелевых, Федяшина, Чаусова, Колосова, Рябова, Тур-кина,
Акулиных, Гасилиных, Грузнова, Гурышева, Гусят-никова и др., причем последние
пять фабрик свои клейма ставили редко и, большей частью, выпускали изделия без
отметок.
Производства всех этих фабрик, вне степени их художественности и внешней
красоты, тем представляют собой высокий интерес, что в них с большой силой
запечатлелось отражение быта своего времени, оригинальность орнаментации,
словом, все те качества русского фарфора, который ныне так к нему влекут
коллекционеров.
В описываемое время русского фарфорового производства с большим успехом
действовали еще три фабрики - Миклашевского, Мезера и Ауэрбаха. Коллекционеры
охотно покупают их изделия, которые ныне редки и очень ценимы, особенно первых
двух. Но производство этих фабрик, несмотря на всю тонкость и художественность
выработки как фигур, так и иных предметов, должно обособить от деятельности
русских фарфоровых заводов средней полосы России. В них характерность отражения
национального духа, столь привлекающая в русском фарфоре первой половины
прошлого века, почти совсем не проявляется, даже когда они берутся за выделку
фигур русских типов. В изделиях этих фабрик нет той остроты, чего-то особенно
типичного для русского фарфора, которая отличает работы даже самой
незначительной фабрики "московского" района того времени.
И как можно искать русской характерности хотя бы в производстве завода,
основанного в 1839 году в селе Волокитин, Глуховского уезда, Черниговской губ.,
богатым помещиком Андреем Михайловичем Миклашевским, когда всем делом руководили
французские и саксонские мастера; когда они даже и брали оригиналами русские
типы, то придавали им внешность то французских фермеров, то немецких бюргеров.
Есть между прочими статуэтками Миклашевского, статуэтка извозчика. Так ведь это
ни с какой стороны не русский наш возница, а какой-то немецкий почтальон, только
в русском кафтане. Но зато, когда дело касалось переработки иностранных,
преимущественно саксонских, образцов, то тут производство завода Миклашевского,
в период между сороковыми годами и половиной шестидесятых, поднимается на
значительную высоту. Мастера этого завода справлялись с одинаковой легкостью и
свободой как с небольшими вещицами с почти ювелирной отделкой деталей, так и с
большими изделиями вплоть до целых иконостасов и громадных паникадил. Мне
приходилось видеть очень крупные футляры для столовых часов, то в виде всадников
на ретивых конях (большей частью, серых в яблоках), то в виде разных, свободно
варьированных, мифологических сцен в трактовке, которую мы привыкли видеть в
поздних мейссенских произведениях. Заводу Миклашевского, благодаря своей
отличной глине, удалось выработать массу фарфора превосходной белизны и красоты,
полива была настолько тонко художественна, настолько разнообразие раскрасок
фарфора этого завода богато неожиданными, красивейшими сочетаниями, так,
наконец, много различных образцов изделий Миклашевского: фигур, групп, ваз,
посуды, флаконов и мелких предметов, что вполне понятен успех фарфора этого
завода у современников и у теперешних собирателей.
В собраниях баронессы Н.Г. Мейендорф, А.В. Морозова, А.А. Коровина и некоторых
других наших собирателей фарфора изделия завода Миклашевского представлены в
отличных образца, по которым ясно можно судить о внешнем его великолепии.
То большие куклы в восточных одеяниях, замечательные по богатству и разнообразию
красок, по тонкости выработки лица, рук и иных деталей, то красивое, но
совершенно явное подражание мейссенскому образцу -актриса и актер, то
замечательно красивая по линиям и по всей своей архитектонике фигура нагой
лежащей молодой турчанки, то вариант девушки с разбитым кувшином, то какой-то
Мефистофель - не менее явное подражание маленьким тюрингским фарфоровым
заводикам и так бес конца и вдруг между ними "русский оригинал"; тут сразу
полная беспомощность и отсутствие красоты и оригинальности, как, например, в
известной статуэтке, изображающей Петра Великого. В собрании бар. Н.Г. Мейендорф
есть небольшой бюст княгини Гагариной; по раскраске, по своей живописности - это
поистине маленькая жемчужина производства Миклашевского, подымающаяся до тех
вершин, до которых доходил мейссенский фарфор лучшей своей эпохи.
В смысле декорационных украшений мастера завода Миклашевского особенно
прельщались мотивами из различных сочетаний виноградных гроздей. В собрании А.В.
Морозова есть характернейшая памятка в этом роде, полная большой прелести,
изумительно тонкая по деталям - небольшая статуэтка - "Лисица и виноград";
маленькая беседочка буквально ломится под тяжестью массы гроздей винограда, и в
сочетаниях этих гроздей, в простой и милой их композиции, в тончайшей
моделировке их и раскраске бездна своеобразной красоты. Этот мотив мастера
завода Миклашевского охотно повторяли и в разного вида вазочках для конфет и
ягод и во множестве иных мелких предметов.
Что касается посуды, то тут деятельность завода Миклашевского развертывается
особенно широко, и буквально нет никакой возможности перечислить хотя бы
наиболее выдающееся из этой отрасли его деятельности. Сбыт фарфора завода
Миклашевского был очень велик. А. Селиванов рассказывает, что завод имел депо в
Петербурге, лавки его были на главных ярмарках, фарфор завода в большом числе
шел и ко Двору. И тут оригиналами для производства служили большей частью
образцы саксонского фарфора и меньшей - севрского. Изделия завода Миклашевского
чаще всего метились монограммой (красной, надглазурной, но иногда подгла-зурной)
из букв A.M., реже в виде вдавленного в тесто круглого медальона с гербом
Миклашевского в центре кружка и надписью - "Волокитинской фабрики"; на изделиях,
шедших ко Двору и заграницу, ставилась метка А. и М, и французская надпись -
"Manufacture de Wolokitine". Мне случалось видеть на посуде вторую из этих меток
-золотом на одном чудесном tete a tete где-то в антикварном магазине; в
собраниях я такого клейма не встречал. Не подделка ли то была?
Производство завода Миклашевского требовало большой тщательности в отделке и
только при условии крепостного труда завод мог сводить концы с концами. После
освобождения крестьян только год просуществовал завод и в 1862 году он принужден
был закрыться.
Один из двух братьев Мезер, приглашенных в самом начале прошлого века гр.
Чарторыйским руководить его фабрикой в г. Корце, о которой выше я упоминал,
Михаил Мезер, вскоре ушел от графа и открыл свою фабрику в м. Барановка,
Новоградволынского уезда. Естественно, что две фабрики в м. Барановка и гр.
Чарто-рыйского, ведомые двумя братьями, получившими одинаковое техническое
образование и, по-видимому, отличавшимися общностью художественного вкуса,
выделывали работы, очень походившие друг на друга. Но с течением времени изделия
Барановской фабрики все утончаются, масса фарфора улучшается, формы принимают
больше разнообразия и красоты, как в фигурах, которых завод выделывал не столь
много, так и в посуде и, в особенности, в различных вазах и сложных вещах
-горках, настольных украшениях и т.п. Лучшая эпоха этого завода между
пятнадцатыми и сороковыми годами. Изделия Барановской фабрики были не только
отмечены при Дворе, но даже в 1825 году фабрике было даровано право ставить на
изделиях государственный герб. В самом конце сороковых годов художественное
значение фабрики пошатнулось, а в половине сороковых годов она уже перешла в
руки евреев и навсегда порвала с художеством.
Фигурок Барановской фабрики немного, и они весьма ценимы. В собрании Юр. Беляева
есть прекурь-езная парная статуэтка: великий князь Константин Павлович ведет
под руку в каком-то танце княгиню Лович; оба в маскарадных костюмах - великий
князь в шотландском, она в каком-то не особенно стильном костюме маркизы.
Статуэтка эта редка чрезвычайно. У Юр. Беляева она без клейма, мне же
приходилось ее видеть с клеймом трех звездочек и подписью " Baranovka". Эту
марку надо считать самой ценной и самой старой; с конца 20-х годов ставился
государственный герб (черной краской); позднейшая марка - государственный герб,
подпись Барановка по-русски, дата и фамилия владельцев.
Завод Ауэрбаха находился в Тверской губернии. Хотя А. Селиванов и отмечает, что
этот завод в свое время, то есть в период между двадцатыми и сороковыми годами
пользовался значительной известностью, почти наравне с гарднеровским, но в
старинных собраниях русского фарфора изделий этого завода всегда меньше других.
Надо думать, что это объясняется тем, что изделия этого завода во все фазисы его
существования отличались меньшей характерностью, нежели изделия иных русских
фарфоровых фабрик того же времени. К .иностранным образцам, преимущественно к
саксонским, на этом заводе всегда было очень большое тяготение. Наиболее
типичное из того, что выделывалось на заводе Ауэрбаха, это ряд кружек -
варьированных копий голландских и английских кружек. Среди старинных немецких
петербургских фамилий есть несколько собраний подобных ауэрбаховских кружек.
Старейшая марка -"Ауэрбах. Корчев", иногда и латинскими буквами; впоследствии к
фамилии стали прибавлять изображение государственного герба.
Конец сороковых годов и начало пятидесятых - это яркий перелом в деятельности
русских фарфоровых заводов. Громадные фарфоровые произведения Кузнецовых и
Корниловых поглотили небольшие фабрики; при колоссальном, все возраставшем
производстве, где уже стало наблюдать за художественностью и особливой тонкостью
исполнения. Штамп и шаблон навсегда убили былую красоту и очаровательную
привлекательность русского фарфора. Большой рост цен, развитие внимания со
стороны множества лиц ко всем этим памятникам старины привлекли любителей легкой
наживы, и подделыватели ныне расплодились, как грибы после хорошего дождя. И
всего больше их около фарфора.
Ведь русским старинным фарфором интересуются не одни только русские собиратели.
И за границей поняли всю прелесть его, тонкость, изящество, красивость,
своеобразную характерность тех грубоватых, но забавных по формам и окраске
вещей, которые называют "художественным лубком"; иностранные собиратели с
увлечением коллекционируют русские фарфоровые изделия до шестидесятых годов
прошлого века и платят высокие цены за подлинные типичные произведения его.
Интересно, что подделка пошла из заграницы. Только иностранная подделка опасна,
так как исполнена она настолько тонко и художественно, что на нее попадаются и
большие знатоки дела; русские подделки грубоваты, наспех сделаны, и чуть
повидавшие виды собиратели на них не поймаются.
За границей есть целые фабрики, подделывающие русский фарфор - в Париже - Бурдуа
и Блок; около Бер-лица, под Веной в местечке Баден, кажется, в Гамбурге и еще
кое-где. Сначала работали осторожно. Подделывали только самые редкие и дорогие
марки Императорского фарфорового завода и старых Екатерининских и Павловских
заводов. Потом осмелели и, подобрав коллекцию оригиналов, пошли действовать
вовсю. Да как! Организовали дело продажи подделок широко, как всякое иное
коммерческое предприятие.
Стали рассылать особые прейскуранты, юркие вояжеры принялись колесить повсюду,
где только можно рассчитывать на сбыт подобных произведений преступного
искусства и самым циничным образом предлагали антикварам - дайте нам какую
угодно статуэтку и только прикажите любую марку ввести и как: под глазурь или
над нею. А то не хотите ли купить готовые фигурки, чашечки и вазочки любой марки
по 5 -10 франков за штуку. Немного антикваров, которых такие сделки не
соблазняют. Сначала тоже осторожно, а потом все шире и шире подделка ныне
заполонила антикварный рынок, и только антиквары, имеющие определенный круг
покупателей, антиквары старых фирм, гнушаются такими подделками.
Надо сказать правду. Весьма многие из теперешних собирателей являются
пособниками подобному развитию торговли подделкой. Сейчас собирать фарфор не
только модно, но это является признаком несомненно известного утончения вкуса, а
кто, особенно из случайных достаточных людей, не хочет тем прославиться? И идут
на рынок, к антикварам, не изучив дела, не понаторев на ранее собранных
коллекциях, не поработав по музеям и печатным источникам истории производства. И
в результате дают себя одурачить юрким мелким антикварам, что называется за
милую душу. Одно к одному, в результате, повторяю, сейчас на антикварном рынке в
области подделок фарфора очень много, и число подделок все растет.
Забавны те ухищрения, к которым прибегают сбытчики подделки, чтобы вернее
пустить свой товар в оборот. Находят разных опустившихся господ когда-то хороших
фамилий, в роду которых могли быть вещи, представляющие художественный и
исторический интерес и бесконечно привлекательные для собирателя. За известный,
часто мизерный, процент такие господа покрывают своим именем подделку и порой с
большим мастерством плетут рассказ о происхождении этих подделок, о том, что,
мол, никогда бы не расстались с прадедовским наследством, если бы не тяжелые
времена. А то поступают еще так. По знакомым адресам рассылают подозрительных
студентов и просто "штатских, звания неизвестного", предлагающих последние
остатки былого богатства, к чему их принуждает якобы безысходная нужда, плата за
правоучение и так далее - в бесконечных вариациях. Ко мне лично, не особенно
давно, явился какой-то милостивый государь в монашеском одеянии и предложил
несколько вещиц из области церковной старины из якобы упраздненной церкви; это
оказалось довольно таки бесстыдной подделкой, что я и доказал смущенному
"духовному лицу". Я думаю, каждый из моих читателей-коллекционеров сможет
рассказать не один аналогичный случай.
За последнее время к иностранным подделочным фабрикам прибавились, неизвестно
мне только по каким именно местечкам разбросанные, мастерские в Царстве
Польском. Недавно одному из крупных петербургских антикваров принесли интересный
чайный сервиз Императорского фарфорового завода павловского времени, украшенный
золотым орнаментом и военными сценками. Что это - подделка, можно было судить
только по несколько жидкой поливе (чего в изделиях Императорского фарфорового
завода не бывает никогда) и чрезмерно свежим ярким краскам рисунка сценок.
Удалось узнать, что подделали где-то в Варшаве.
Интересно еще отметить, что теперь очень часто фигурки Елизаветинского времени
стараются подменить старинными изделиям Тюрингских заводов - вроде Ан-сбах -
Брукберг, Лимбах, Клостер - Фейльсдорф и др. На эту удочку попадается даже очень
изощрившийся собиратель.
Как вообще легче всего отличить поддельный фарфор от подлинного? О, этому по
одной теории научиться немыслимо, хотя бы уже потому, что в этой области у нас,
кажется, буквально ничего не сделано. Да как и сгруппировать сведения о
подлинных особенностях произведений того или нашего фарфорового завода? В одном
характерна полива, отблеск красок глазури, в другом - масса фарфора, в третьем -
раскраска, в четвертом - типичность фигурок, скульптуры, манеры постановки их на
цоколе и так далее - до бесконечности. Быть может, если бы было такое издание, в
котором внимательный исследователь подробно описал бы все характерные
особенности изделий каждой фарфоровой фабрики или мастерской, можно было бы
как-нибудь ориентироваться и без практического изучения по ранее собранным
коллекциям, а пока, пока приходится изучать только на основании богатств
крупнейших наших собирателей, как например, великого князя Николая Николаевича,
князя В.Н. Аргутинского- Долгорукого, А.А. Коровина, И.Ф. Мануйлова, коллекции
музея барона Штиглица, собранной Л.К. Поповым - в Петербурге и А.В. Морозова,
Н.М. Миронова и многих других - в Москве.
2 В 1998 году издана книга В. Борока и Т. Дулькиной "Марки Европейского фарфора
1710-1950", в которой отдельная глава посвящена копиям и подделкам фарфора.
Это издание используется при атрибуции фарфора практически всеми музеями России,
имеющими в фондах фарфор.
http://d444.narod.ru/2.html - Московский коллекционер
СПИСОК ВСЕХ РАССЫЛОК этих авторов - http://d444.narod.ru/Mail.ru.html
Список известности России - http://content.mail.ru/pages/p_9001.html
Кулинарная книга Виноградовых - http://content.mail.ru/pages/p_8620.html
Книга сексуальных откровений - http://content.mail.ru/pages/p_8464.html
русское независимое статистическое агентство - http://content.mail.ru/pages/p_9227.html
ОБЛОМЫ или Афоризмы XXI века - http://content.mail.ru/pages/p_10705.html
заметки обывателя - http://content.mail.ru/pages/p_12159.html
TV-фельетончики - http://content.mail.ru/pages/p_13281.html
кулинарные рецепты до 1917 года - http://content.mail.ru/pages/p_12892.html
цены на продукты России - http://content.mail.ru/pages/p_9360.html
осколки московской жизни (мой дневник) - http://content.mail.ru/pages/p_9243.html
коллекционный магазин - http://content.mail.ru/pages/p_13301.html
нумизматика - http://content.mail.ru/pages/p_22741.html
филокартия - http://content.mail.ru/pages/p_22900.html
земские марки - http://content.mail.ru/pages/p_9473.html
первая в СССР эротическая книга - http://content.mail.ru/pages/p_13378.html
Список известности России - http://160000.livejournal.com/
РАССЫЛКИ НА САЙТЕ MAIL.RU – лучший способ получения самой разнообразной информации -
http://content.mail.ru/pages/p_87.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий