Однажды я проводила мозговой штурм. Кто не знает, объясню: мозговой штурм - это такой метод генерирования идей, когда участников надо привести в состояние этаких фонтанчиков, изнывающих от необходимости выплескивать из себя гениальные идеи, а потом открыть "кран" и все - идеи, гениальные, не очень и просто откровенный бред (это тоже поощряется) польются мощным потоком. Остается только не упускать из виду действительно толковые предложения и тщательно фиксировать их, чтобы затем использовать. Все это обычно делается в группе людей изначально креативных, способных к творчеству, и моя задача, как ведущего, состоит только в том, чтобы "запустить" процесс творения идей. Но в этот день все должно было быть иначе: в группе собрался народ, не знающий, куда себя приткнуть и мне надо было научить их видеть всю широту открывающихся перед ними возможностей. Почему организатор семинара и, соответственно, мой заказчик решил это сделать в именно форме мозгового штурма и именно в группе людей, для этого процесса совершенно не готовых, понять не могу. Но, как говорится, кто платит деньги (и очень нехилые), тот и заказывает музыку. Да и мне стало интересно: сумею ли я растормошить группу, снять их привычные барьеры к творчеству: лень, панику и ощущение беспомощности. Кстати, обратите внимание: среди барьеров нет ни слова о каких-либо знаниях, уме, сообразительности и прочем. Для решения жизненных проблем это все не обязательно. Не верите? А вы вспомните знакомых вам удачливых владельцев мелких и средних бизнесов. Они что, все гиганты ума? Ничего подобного, просто люди умеют "крутиться". Другими словами, они отбросили эти самые барьеры: лень, трусость и свое собственное представление о том, что они ничего не могут, не умеют и ни на что не способны. Помните слова великого Вергилия ( ВЕРГИЛИЙ Марон Публий, римский поэт, 70-19 г.г. до н. э), которые одни могут заменить все современные курсы и тренинги жизненного успеха? Вот они, это потрясающие слова: Они могут потому, что они думают, что могут. А те люди, которых мне надо было заставить творить, в глубине души пестовали мысль, что ничего не могут: поэтому их и собрали на этом семинаре, где они должны были придумать, что им делать с ними самими. Заставить творить... Ну в обычных случаях это делается с помощью нашего верного оружия: комплимента. Сила его, не побоюсь этого слова, просто магическая. Видели бы вы, что происходит с человеком, когда при всех громко, потрясенно и с самым искренним восхищением в глазах говоришь ему, что он ГЕНИЙ, ПОТРЯСАЮЩАЯ УМНИЦА, что его идея просто класс, супер и прочие внятные и не очень слова и междометия. А в подростковых группах, с которыми я больше всего люблю работать, и где превращение обычных ребят в истинных суперменов видно особенно хорошо, я каждому, кто произнес хотя бы одно толковое слово, вручаю звезду, на которой написано: "УМНИЦА!" или "Ты самый крутой!" или "Супер!" или, в подходящих случаях, "От тебя все девчонки балдеют!". Кто набирает 10 таких звезд, получают новую: "Гений!", а тот, у кого набирается 10 "гениев", получает, что бы вы думали? Настоящие, живые 100 долларов! Конечно, такое бывает редко, но пару раз мне приходилось выкладывать свои кровные бумажки по сотне баксов. В моей ситуации я тоже не собиралась скупиться на комплименты. К тому же я попросила ввести в состав группы (все участники - мужчины и видели друг друга в первый раз) "подсадную утку": одну из моих бывших учениц, симпатичную блондиночку с блестящими глазками. Ей я поручила поощрять высказывающихся (особенно тех, кто с трудом рот открывал) за любую мало-мальски толковую идею: улыбкой, жестами и словами. И она меня не подвела! Вот уж из кого широким потоком лились восторженные восклицания и щедрые комплименты! Моя школа, что и говорить. Но этого было недостаточно. Ведь главная беда участников группы - их низкая самооценка. И мне пришлось буквально на ушах постоять, чтобы за считанные минуты перед началом мозгового штурма, заставить их поверить, что они, именно они, вечные неудачники, МОГУТ придумывать идеи, за которые я приготовилась их хвалить. А когда поверят, что МОГУТ, тогда, в соответствии с Вергилием и моим собственным опытом, действительно СМОГУТ. Ну вот, самое главное слово в этой статье наконец сказано: "самооценка"! Так вот, мощнейший способ повысить свою самооценку - заставить себя поверить, что вы тот, кто МОЖЕТ. Вопрос, как это сделать? А очень просто: научиться делать себе комплименты. Научиться слышать, как другие похвально о вас отзываются. Научиться копить все положительные факты вашей жизни. Научиться быстро вызывать из памяти воспоминания о своих прежних победах... Что? В вашей жизни не было побед? Не верю! Покопайтесь в своих воспоминаниях, наверняка что-то вспомните. И поверьте, высокая самооценка свойственна не тому, кто действительно является победителем во всех жизненных ситуациях - таких людей просто нет, всегда случаются обломы, которые постороннему глазу чаще всего и не видны. Нет, высокая самооценка - это признак того, что человек готов принять победу, как нечто естественное, а поражение - как случайность, мелкое недоразумение, которое в следующий раз не повторится. И ведь действительно не повторяется! Почему? А вы перечитайте слова Вергилия и все поймете. Кстати, те ребята, что присутствовали на моем семинаре, уходили домой окрыленными. Если они не станут лениться и продолжат работать над собой, все у них наладится. Только надо не забывать говорить и, главное, думать о себе, как можно лучше. Скажите и вы (хотя бы мысленно) сами о себе самые хвалебные слова. Ведь вы этого достойны. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий