Как и многие иностранные термины и понятия, вошедшие в нашу речь в «постсоветское время», слово «юзабилити» нередко используется без учёта его значения в исходном английском варианте и вне связи с международными стандартами инженерной терминологии. Как правило, это случается из-за того, что «интуитивная понятность» для разработчиков не является таковой для конечных пользователей.
Наш аналитический материал позволит пользователям точно сформулировать в своем сознании значение этого непростого технического понятия, а разработчикам сайтов и пользовательских интерфейсов, оптимизаторам и юзабилити-специалистам пропустить через себя видение простого юзера, зачастую не понимающего столь очевидных для специалиста реалий.
Значение термина
Юзабилити (англ. usability – буквально «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность» ) – понятие в микроэргономике, обозначающее итоговый уровень удобства предмета для использования в заявленных целях. К слову «юзабилити» можно подобрать ряд синонимов и близких понятий, таких как: эргономика программных продуктов, удобство использования, эффективность использования, практичность, пригодность, используемость, эргономичность, потребительские качества продукта.
Международный стандарт ISO 9241-11 определяет юзабилити как «степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте использования для достижения определённых целей с должной эффективностью, продуктивностью и удовлетворённостью».
Другими словами, юзабилити – это качественный признак, который определяет общую степень удобства предмета (в нашем случае программного интерфейса или веб-сайта) при использовании, и включает в себя пять качественных составляющих:
• Обучаемость (лёгкость выполнения основных задач при работе с незнакомым интерфейсом);
• Эффективность (быстрота выполнения задания после знакомства с дизайном интерфейса);
• Запоминаемость (лёгкость восстановления навыков работы с данным интерфейсом через определённый промежуток времени);
• Минимизация ошибок (число и серьёзность ошибок, допускаемых пользователем в работе с интерфейсом и вероятность их исправления).
Суммируя вышесказанное, можно определить usability как совокупность свойств инструмента, влияющих на эффективность его использования в конкретной предметной деятельности, и выражающихся в применимости данного инструмента, легкости его освоения и использования, воспроизводимости полученных навыков, в низкой частоте ошибок, в субъективном удовольствии, и прочих факторах.
Для большей ясности заметим: объектом приложения для software usability является программный продукт, а для web-usability - веб-сайт.
Юзабилити в России
Когда же юзабилити пришло на Российскую почву? Логика подсказывает, что это произошло еще в 80-х гг XX века. В те времена уже активно проводились исследования пользовательских интерфейсов (правда, это касалось специальных профессиональных программ). Такие интерфейсы тестировались на «эргономичность», а это уже ничто иное как прообраз юзабилити. Для тестирования интерфейсов создавались целые исследовательские центры (к примеру, при Академии наук тогдашнего СССР). Помимо интерфейсов и оболочек программ в кулуарах лабораторий изучалось удобство использования тех или иных инновационных технических средств, которые разрабатывались для внедрения в производство.
В 90-х годах происходило активное становление российского рынка высоких технологий, и уже к 1995 году термин «юзабилити» в России стал употребляться в привычном нам звучании. Разработка удобных веб-интерфейсов – становится новым веянием в IT-индустрии, поскольку Интернет стремительно расширяет свои позиции и становится мощной коммуникативной, маркетинговой и рекламной площадкой для игроков бизнеса. Ведется ожесточенная конкурентная борьба за потребителя – простого пользователя – в связи с чем понятие юзабилити использования веб-ресурсов приобретает все большее значение.
Чем же термин «юзабилити» отличается от понятия «эргономичность»? «Эргономичность» определяет минимальность конкретных физических усилий при пользовании вещью, а «юзабилити» измеряет конечную суммарную степень удобства, меру интеллектуального усилия, требующегося от человека для управления технологическим ресурсом. В наши дни в России в процессах разработки пользовательских интерфейсов словом юзабилити принято обозначать общую концепцию их удобства при использовании программного обеспечения, логичность и простоту в расположении элементов управления. Однако при этом нередко происходит подмена утилитарных понятий эстетическими. В таком случае, не имеющая четкого определения в целях и не обоснованная в деталях, полезность конкретного решения для пользователя, считается сама собой разумеющейся, вытекающей из оригинальности внешнего вида. Однако разработчикам и владельцам сайтов и программных продуктов не следует рассчитывать на то, что пользователь готов долго и детально изучать условия пользования ресурсом и предпочтет его конкурентам только благодаря оригинальному дизайну.
Usability Engineering и Usability-testing: звенья одной цепи
Производными понятиями от юзабилити являются: разработка или...
Комментариев нет:
Отправить комментарий