Добрый день! Весна началась, в Москве относительно тепло – днем вчера было около нуля, но что удивительно, на юге, в Волгограде – минус 17. Бывают такие «взбрыки» у природы. Сегодня в рассылке решил написать про метафоры. Метафоры нравятся мне, я часто использую их в своей практике коучинга и сейчас я понимаю, что я всегда использовал их в своей речи, даже не догадываясь о том, что говорю метафорами. В этом я не уникален – все люди говорят метафорами. И даже больше, метафоры – основа нашего способа думания и выражения наших мыслей. А раз так, к метафорам следует присмотреться внимательнее. Чтобы понимать, о чем и, может быть намного важнее, «как» мы думаем, что и как мы говорим. Ведь то, о чем мы думаем, как и что мы говорим, определяет наши поступки, и через наши поступки – всю нашу жизнь. И думаю, будет просто замечательно не только понять, что и как мы говорим, но попробовать изменить этот важный элемент нашего способа думания и нашей речи – метафоры, чтобы через эти изменения изменять не удовлетворяющие нас ситуации и окружения, которые мы сами создаем. Здесь работает простая физика – изменение любого элемента системы изменяют саму систему. Я подготовил для вас сокращенный перевод статьи Анжелы Данбар «Использование метафор в коучинге». Думаю, информация этой статьи будет полезна не только тем, кто занимается коучингом на любом уровне, но и всем, кому интересно собственное развитие. Анжела пишет про инструмент коучинга, но я абсолютно уверен, что любой инструмент парной работы (как, например, работа коуч-клиент), групповой работы (в ходе тренинга, мастер-класса) можно адаптировать для самостоятельной практики. Как адаптировать? Вопрос очень интересный и на него у меня нет однозначного ответа. Все мы разные, у всех нас различные знания, опыт, личные особенности. Безоговорочно принимая советы «умных и опытных», можно легко оказаться в ситуации той поговорки: «Что для русского хорошо, для немца – смерть». Что-то из того, как я делаю сам, я уже описывал в предыдущих статьях, что-то только готовлю, обкатываю для себя и исследую вместе с клиентами. Приглашаю вас поделиться своими наработками, я на все 100% уверен, что как говорят в Одессе «их есть у вас». Оставляйте свои комментарии после статьи и пишите мне – отвечу всем. Торжественно обещаю. Олег Шендригайлов www.olegshen.com
Использование метафор в коучинге Метафора может быть представлена как чье-то описание чего-то «подобного» чему-то еще. В своей книге «Метафоры, которыми мы живем», Джордж Лакофф и Марк Джонсон пишут: «Суть метафоры заключается в понимании и переживании вещей одного рода в терминах другого». Когда подтверждается, что большинство наших процессов мышления протекают за пределами нашего сознательного понимания, метафоры открывают уникальную перспективу в то, как кто-либо думает, чувствует и переживает свой мир. Задумайтесь над этим – реальный мир вокруг нас сделан из биллионов и биллионов постоянно движущихся атомов и огромного количества пустого пространства между ними. Все, что мы видим – это наше собственное внутреннее восприятие – цвета, формы, паттерны. Не кажется ли вам, что все это – метафоры реальных вещей? Возможно, метафоры – самое близкое, к чему мы когда-либо подбирались, в смысле «истинного» восприятия реальности! Карл Юнг объясняет значимость бессознательного ума в своей книге «Человек и его Символы». В определенный момент восприятия, мы достигаем края восприятия, за пределы которого сознательное знание не может следовать. Бессознательное, же, отмечает все события и переживания, и хранит эту информацию в формах и символах, которые могут быть в известной степени непонятными. Юнг был убежден, что посредством анализа тех символов, контактируя с нашим бессознательным, мы получаем доступ к более всестороннему понимаю самих себя, наших взаимоотношений и более обширном мире вокруг нас. Наше использование метафор в повседневном языке – один из таких «ключей» к расшифровке мудрости нашего бессознательного. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий