Зачем он нужен, Интернет? ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ГУССЕРЛЯ (по книге: Э.Гуссерль Труды и ряду источников в Интернете) Уважаемые коллеги, мы продолжаем тему "Как человек мыслит". Этот выпуск посвящен феноменологии - науке интроспекции, возникновение которой связано с работами Эдмунда Гуссерля (1859-1938). Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль - немецкий ученый, всю жизнь проработавший в Германии, хотя многие его коллеги эмигрировали с приходом к власти нацистов и ему самому грозили репрессии в связи с еврейской родословной и несовместимостью его учения с государственной идеологией. Начинал он как математик (диссертация по вариационному исчислению), но затем занялся основаниями арифметики и логики - и до конца жизни разрабатывал открытое им новое направление в философии - феноменологию, завоевавшую массу последователей еще при жизни основателя, а позднее получившую широкое распространение в Европе, Америке, Японии и некоторых других странах. Крупнейшие центры феноменологии — Архивы Гуссерля в Лувене (Бельгия) и Кёльне (Германия), Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования (США), издающий ежегодник «Analecta Husserliana» и журнал «Phenomenology Inquiry». О напряженности работы Гуссерля свидетельствуют размеры его архива, в котором насчитывается 40 тыс. неизданных листов (в т.ч. стенограммы). Феноменология (от нем. phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии, нацеленное на интроспективное изучение опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных черт. Интроспективный эмпиризм предполагал отказ от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции сознания к объекту, изучаемому методами естественных наук. Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание и феноменологические редукции. Непосредственное созерцание означает, что первичным источником знаний служат результаты самонаблюдения внутреннего мира человека. Феноменологическая редукция состоит в сведении вещей к феноменам, т.е. в освобождении сознания от натуралистической установки. Феноменологические редукции делятся на три вида. Во-первых, чистая феноменология отвлекается от естественной установки, то есть наивной погружённости во внешний мир, и сосредоточивает внимание на самом переживании сознания, в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция). Проведение такой редукции очищает феномены от внешней реальности, превратив их в переживания сознания, однако они остаются фактами, реальностями сознания. Во-вторых, феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция). Эйдетическая редукция абстрагируется от случайностей и индивидуальных особенностей актов мышления и направлена к отысканию сущностных форм сферы психического бытия. «Становится явной типическая особенность любого психического факта». «Мы можем пренебречь фактической стороной наших феноменов и использовать их только как „примеры"». Иначе говоря, переживания сознания берутся не как данные конкретные явления, существующие в данный момент времени, а как вневременные сущности, просто как пример для идеации. Итак, эйдетическая редукция — это переход при рассмотрении переживаний сознания от фактов к их сущностям (эйдосам), усматриваемым в идеации. Идеация (или эйдетическая интуиция, категориальное созерцание, созерцание сущности) означает непосредственное усмотрение, созерцание сущности. Материалом для идеации может быть как живой опыт (восприятия), так и воображение. Эйдосы делятся на предметные сущности (сущности вещей, состояний дел и т.п.) и значения (сущности слов и выражений). Это осознание сущности, значения (идеация) не есть некая искусственная операция; оно происходит, например, при всяком логическом выводе, когда обязательно осознаётся значение (содержание) каждой посылки. Идеация осуществляется с помощью варьирования проявлений эйдоса. В-третьих, сознание — как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта — редуцирует к чистому сознанию (трансцендентальная редукция). «Трансцендентальный феноменолог редуцирует психологически уже очищенную субъективность к трансцендентальной, то есть к той универсальной субъективности, которая конституирует мир и слой „душевного" в нём». Трансцендентальная редукция вскрывает ноэтико-ноэматическую структуру сознания. На месте воспринимаемого в естественной установке мира как потока феноменов (ноэзис) теперь — в чистом сознании — остаётся его смысл (ноэма) и чистое Я (Ego), чей взор проникает сквозь все предметы чувствующего и теоретизирующего сознания (нравится или не нравится, радоваться или печалиться, вожделеть или избегать, надеяться или страшиться, решаться и действовать или наблюдать и исследовать...). Сопровождая все переживания, Ego само не является переживанием. Кроме чистого ego, Гуссерль вводит также понятие ego как монады (заимствуя последний термин у Лейбница). Я как монада — это «ego, взятое в полной конкретности» — не как полюс и субстрат переживаний, а как совокупность этих переживаний. Это «фактическое ego», которое «охватывает всю действительную и потенциальную жизнь сознания», эмпирическое Я. Итак, феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить поворот от восприятия объективного мира к сосредоточению на самих переживаниях сознания, а затем и перейти от переживаний к усмотрению их сущностей. Далее трансцендентальная редукция открывает чистое сознание: эмпирические компоненты сознания выносятся за скобки, существование эмпирического субъекта и феномены его психической жизни перестают быть предметом внимания, которое переключается на анализ и синтез ноэтико-ноэматической структуры сознания. Методом достижения феноменологической ясности мышления служит прояснение, выведение за скобки эмоционального аспекта, и чистый, не замутненный предвзятостью взгляд на мир, получивший у феноменологов специальное имя «эпохэ́». Осуществляя эпохэ́, субъект исключает из поля зрения все накопленные личным опытом и историей научного и ненаучного мышления мнения, суждения, оценки предмета и стремится с позиции «чистого наблюдателя» сделать доступной сущность этого предмета. Принцип эпохэ́ (греч. ἐποχή — «задержка, остановка, удерживание, самообладание») впервые встречается у Аристотеля, далее разрабатывался греческим скептиком Пирроном, но современное значение получил именно в работах Гуссерля. В основе применения феноменологического метода в психологии и психиатрии стал постулат о «телесности разума», т.е. неразрывной связи человека с внешним миром и возможности для сознания нормально функционировать исключительно в этой связи. Нарушение таковой, спутанность восприятия при передаче внешних впечатлений разуму и составляет сущность психического заболевания. Восстановление этой связи соответственно ведет в выздоровлению. К.Ясперс, развивший феноменологический метод в приложении к психопатологии, предложил подробное интервьюирование больного для выделения основных феноменов его сознания и их дальнейшей классификации для постановки диагноза (описательная феноменология). В дополнение к этому Ю.Минковски предложил использовать метод структурного анализа для выделения основного нарушения, которому болезнь обязана своим возникновением (структурный анализ). Г.Элленберг в свою очередь, предложил на основе феноменологии метод реконструкции внутреннего мира больного (категориальный анализ). Непосредственным результатом подобного подхода было уважение к больному как к личности и нацеливание специалиста на понимание, но отнюдь не навязывание пациенту чуждого ему взгляда на вещи.
В развитии взглядов Гуссерля принято различать три периода. 1. Дескриптивная феноменология. Первая и центральная работа этого периода — «Логические исследования» (1900—1901). Гуссерль отходит от принципов психологизма, свойственных его более ранней «Философии арифметики» (1891); критике психологизма посвящён первый том «Логических исследований». Во втором томе закладываются основы феноменологии: на основе понятий «идеации» и «интенциональности» исследуются содержания и структуры сознания, освобождённые от власти психологии и рассматриваемые как чистые сущности. Интенциона́льность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект. Понятие интенциональности восходит к средневековой философии, первые примеры использования термина можно обнаружить у арабских философов XII и XIII веков. «Intentio» в различных значениях используется философами высокой схоластики, как «нечто отличное от себя». В современную философию понятие интенциональности ввёл Франц Брентано. Всякий психический акт с точки зрения Брентано направлен на нечто, что и делает его интенциональным. Важнейшее значение понятие интенциональности получило в феноменологии Гуссерля, где анализ осуществляется в терминах ноэмы и ноэзиса, то есть идеального и реального компонентов интенционального переживания. 2. Трансцендентальная феноменология. Этот период открывается опубликованием в 1913 году «Идей I». В философию Гуссерля входит концепция феноменологических редукций, причём совершенно новой является идея трансцендентальной редукции, приводящей к чистому (абсолютному) сознанию. Гуссерль также принимает существование «чистого Я», которое он отрицал в «Логических исследованиях». Многие ученики не приняли эти новые идеи Гуссерля. 3. Генетическая феноменология. Основное произведение этого периода — «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936; полностью опубл. в 1954). Здесь феноменология совершает поворот к проблематике «жизненного мира». В забвении «жизненных нужд» человека, самоустранении от вопросов ценности и смысла Гуссерль усматривает кризис европейской науки. Эволюция философских взглядов Гуссерля интерпретируется в основном как последовательные шаги, переводящие феноменологию на всё более глубокие уровни рассмотрения. Структура сознания в трудах Гуссерля «ЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Т. 2) | «ИДЕИ I» | — | Чистое «Я» | Реальное содержание акта мышления | Ноэзис | Интенц. материя | Интенц. сущность | Интенциональное содержание акта | Ноэматическое ядро (предметный смысл) | Предложение | Ноэма | Интенц. качество | Способ данности | Характеристика | Модальность | Интендированный предмет | Подразумеваемый предмет |
Когда, осуществляя феноменологическую редукцию, мы «выключаем» естественную установку, на месте мира, данного в наивном состоянии сознания, появляются ноэзис и ноэма. Ноэзис — это переживание сознания, взятое само по себе; ноэме же присущ «смысл», посредством которого она сопрягается со своим предметом. Ноэзис (греч. νόησις — «мышление») — само переживание сознания, непосредственно сознаваемое в нём. Ноэзис противопоставляется ноэме, являющейся его интенциональным коррелятом. Но́эма (греч. νόημα — «мысль») — предметное содержание мысли. Термин разработан Гуссерлем в рамках проекта трансцендентальной феноменологии. Ноэму составляют: 1. Ноэматическое ядро (предметный смысл) ноэмы — это предмет, каким он дан в переживании сознания, со всеми своими конкретными свойствами. Например, в случае восприятия — это сама вещь, какой мы её сейчас видим; в случае суждения — содержание суждения, которое и отличает одно суждение от другого. 2. Характеристики ядра принадлежат ноэме и сами „идеальны", а не реальны. Гуссерль описывает два вида характеристик: 2.1) способ данности. Один и тот же предмет может быть дан в живом восприятии, а может быть предметом представления, суждения, желания… Различные способы данности исключают друг друга. В основе переживаний сознания лежит восприятие. Восприятие «первозданно» ; воспоминание о чём-либо, воображение чего-либо, знак чего-либо — его модификации, так как должны иметь в своей основе восприятие этого чего-либо. Несмотря на основополагающее значение восприятия, воображение (фантазия) для Гуссерля ещё важнее, так как даёт возможность свободного неограниченного варьирования примеров, необходимого для постижения сущностей. В т.ч. заменой кажущегося действительно сущим на «просто мыслимое» = модус сознания „как бы". 2.2) модальности бытия. Степень нашей уверенности в действительности данного нам предмета может быть различной: то, что мы ощущаем, может оказаться лишь иллюзией, «простой кажимостью». Соответственно, модальности бытия — это: достоверность, допущение, подозревание, вопрошание, сомнение и т.п. градации действительности. В ноэзисе модальность — это характеристика верования, в ноэме — характеристика самого бытия. Например: в ноэзисе — уверенность в восприятии (и не важно, не иллюзия ли это), в ноэме — действительность воспринимаемого (в отличие от иллюзии); в ноэзисе — уверенное воспоминание, в ноэме — действительное бытие вспоминаемого (в прошлом). Базовой характеристикой является достоверность. Для ноэзы это достоверность верования — «праверование», соответственно в ноэматическом корреляте это — достоверно, или действительно сущее. Оно фундирует в качестве праформы все модальности. Модальности бытия могут быть приложены многократно (например: возможно, что вероятно, что возможно; и т.п.). 3. Подразумеваемый предмет — тот, о ком идёт речь («прямая» и «кратчайшая линия» — и общий им идеальный предмет). Таков краткий обзор идей Гуссерля. Их практический смысл мы разберем в следующем выпуске. * * * В завершение несколько историй об удивительных феноменах: Молнии Кататумбо (Catatumbo) – это природное явление, которое постоянно производит свечение без какого-либо звука. Молнии возникают на высоте примерно пять километров. Случается это 140-160 ночей в году, в по ночам в течение 10 часов ежедневно, почти 280 раз в час. Это почти постоянное явление происходит в устье реки Catatumbo, в том месте, где она впадает в озеро Маракайбо - крупное солоноватое озеро в Венесуэле. Дождь из животных - сравнительно редкий метеорологический феномен, хотя такие случаи были зафиксированы случаи во многих странах на протяжении всей истории человечества. Но для гондурасского Фольклора – это явление регулярное. Каждый год между маем и июлем в небе возникает темное облако, сверкают молнии, гремит гром, дует сильный ветер и 2-3 часа льет сильнейший дождь. Как только он прекращается, на земле остаются сотни живых рыб. Люди собирают ее, как грибы, и несут домой, чтобы зажарить. С 1998 года здесь проводится фестиваль «Festival de la Lluvia de Peces» (Фестиваль Рыбного Дождя). Празднуется он в городе Yoro, департамент de Yoro, Гондурас. Одна гипотеза возникновение феномена заключается в том, что сильные ветры поднимают в воздух из воды рыбу на несколько километров в высоту, поскольку воды Карибского моря у северного берега Гондураса изобилуют рыбой и другими морепродуктами. Однако никто еще не был свидетелем того, как это происходит. С 25 июня по 23 сентября над территорией Кералы, Индия, периодически шли красные дожди. Первоначально считали, что цвет дождя – это результат гипотетического взрыва метеорита. Позже, когда история повторилась и 4 марта 2006 года, удалось собрать образцы дождевой воды и оказалось, что она была окрашена «Rhodophyceae» - красными морскими водорослями, обитателями источника Годфри Луи на Керале. Два раза в год – между февралем и мартом в Бразилии, в устье Амазонки набегающий прилив соленой, более тяжелой воды Атлантического океана встречается с собственным течением реки и оттесняет его, бурно прокатываясь вверх по речному руслу, в результат чего образуются могучие встречные волны, достигающие высотой до шести метров. Длиться это явление может полчаса и больше, а называется – поророка. Кипящая стена воды мчится со скоростью 25 км/час вверх по течению, заливая и размывая берега, а ее шум разносится на несколько километров. На одном из местных индейских наречий «амазуни» означает «бурный натиск водяных туч». Возможно, отсюда и пошло название реки Амазонки. Весной в Дании более миллиона европейских скворцов (sturnus vulgaris) слетаются со всех окрестностей в огромные стаи приблизительно за час до заката. Датчане называют это Черным Солнцем, наблюдать за ним можно в западной Дании в период с марта до середины апреля. Скворцы мигрируют с юга и проводят день на лугах, собирая корм, а к вечеру выделывают коллективные пируэты в небе и на ночь устраиваются на отдых в тростнике. Марокко - единственная в мире страна, где козы из-за нехватки травы взбираются на деревья и пасутся там целыми стадами, лакомясь плодами аргании, дерева из орехов которого изготавливают душистое масло. Такую картину можно увидеть лишь на Высоком и Среднем Атласе, а также в долине Сус и на Атлантическом побережье между Эс-Суэйрой и Агадиром. Фактически пастухи пасут коз, перемещаясь от дерева к дереву. * * * Известные феномены и комментарии к ним на http://zarealie.narod.ru/u.htm До новых встреч! Юлий Феодоритов feod@narod.ru |
Комментариев нет:
Отправить комментарий